Нижний Новгород, ул. Электровозная, 7 офис 203
Официальный дистрибьютор
ООО «УАЗ» по запчастям брендов
ГАЗ, УАЗ, ЗМЗ, ПАЗ, TANAKI, KENO
После относительной модернизации
бензинового двигателя он остался неизменным до сих пор.
И, по большому счету, двигатель 21-й «Волги» и суперсовременной «Шкоды» не
отличаются в общей архитектуре своего устройства. Разве что на «Волге» он стоит продольно, а на «Шкоде» - поперечно.
Конструктивно бензиновый двигатель состоит из двух частей, разделенных
горизонтально.
Нижняя, более тяжелая часть, называется картером. В ней расположен коленвал,
который связан через сцепление с первичным валом коробки передач, дающей
движение автомобилю.
Верхняя, более легкая часть, именуется головкой блока цилиндров (ГБЦ согласно
автомобильной аббревиатуре).
Головка блока цилиндров представляет себе массивный элемент, в котором
расположены цилиндры, дающие автомобилю движение.
Как они его дают? В каждом цилиндре двигается поршень, который при рабочем ходе
передает крутильное усилие коленвалу.
Поршни и коленвал соединены шатунами, которые сверху прикрепляются к особой
детали поршня – поршневому пальцу – вкладышами, представляющими собой две
детали с полукруглыми отверстиями, стянутые болтами. Нижняя часть поршня точно
так же соединена с выступами коленвала.
Поскольку частота вращения коленвала, даже обычного автомобиля достигает 5-6 тысяч оборотов в минуту, в соединениях шатунов возникает чудовищное трение, которое компенсируется работой маслонасоса, поливающего маслом и коленвал и шатуны.
Для любого автомобиля степень компрессии – то есть герметичности между поршнем и цилиндром – является важнейшим фактором. Поэтому обычно каждый поршень имеет три канавки, куда при монтаже вставляются 3 кольца: два компрессионных, обеспечивающих невозможность прорыва рабочих газов в картер, и одно маслосъемное. Последнее кольцо счищает масло с цилиндра, чтобы он не попало в камеру сгорания и автомобиль бы не дымил, как паровоз.
В верхней части цилиндра находится камера сгорания, где работают свеча и
клапаны: впускной и выпускной. В последнее время для большей эффективности
работы двигателя используются 4-клапанные системы: два впускных и 2 выпускных.
Работа клапанов – это важнейший фактор работы самого двигателя. Вся система
клапанов называется газораспределительной системой (ГРМ). Их ход вверх-вниз обеспечивается кулачковой системной клапанных валов, которая
приводится в действие от одной из выходных осей коленвала.
В маломощных (обычно до 200 л.с.) двигателях система ГРМ управляется зубчатым ремнем, который находится снаружи двигателя, легко проверяется и так же легко
заменяется.
В современных автомобилях параметры камеры сгорания строятся так, что не происходит ее повреждения и выхода из строя клапанов даже в случае обрыва ремня. Впрочем, в ременных двигателях это происходит редко.
Двигатели большей мощности имеют привод ГРМ при помощи цепи, которая находится
внутри двигателя и омывается маслом.
Но не стоит считать, что металлическая цепь намного надежнее ремня. Порвать ее
и прийти к весьма дорогостоящему ремонту двигателя очень просто. Надо
разогнаться на трассе километров до 200, а потом, не снимая ноги с акселератора,
выключить сцепление. Работающий на бешеных оборотах двигатель получает полную
свободу и мгновенно разгоняется до красной зоны тахометра. Система управления
клапанами не успевает справиться с возросшими оборотами. Клапана ударяются в
цилиндры, на цепь поступает дополнительная нагрузка, и она не выдерживает.
Что касается ГБЦ, то, несмотря на возвратно-поступательное движение цилиндров, боковое качание шатунов со временем приводит в эллипсоидальной расточке цилиндра. Что требует ремонта, поскольку при этом резко теряется компрессия.
Все двигатели делятся на гильзуемые – в которых рабочее пространство цилиндра образуется вставленной в ГБЦ гильзой. Ремонт такого двигателя достаточно прост.
У негильзуемого двигателя устранение эллипсоидальности сечения цилиндра требует
специальной операции выравнивания – хонингования и оснащения цилиндров другим
комплектом колец.