С помощью масляного насоса поддерживается необходимое давление масла в двигателе. При поломке узла его ремонт нужно делать незамедлительно, поскольку смазка перестанет поступать к соприкасающимся деталям. Это быстро выведет из строя мотор.
Конструкция и принцип действия
В состав масляного насоса входит корпус, а также два зубчатых колеса. Одно из них жёстко закреплено на оси, а второе посажено по скользящей посадке и является ведомым. Для регулировки давления поступающего масла в системе предусмотрен редукционный клапан.При вращении оси зубьями колёса захватывается вязкая жидкость из маслоприёмника и подаётся непрерывным потоком через фильтр в главный канал. Задача редукционного клапана состоит в регулировке силы потока с целью формирования оптимального давления масла.
Симптомы неисправности
С течением времени масляный насос может выйти из строя. Это сопровождается следующими признаками:- На панели приборов загорается лампочка, свидетельствующая о снижении давления масла.
- Наблюдается выдавливание смазочного материала из-под сальников, прокладок и других соединительных мест. Это указывает на избыточное давление масла.
- Значительное повышение расхода вязкой жидкости.
При наличии таких признаков необходимо искать причину их появления.
Возможные причины неисправности
Причины, по которым может ухудшиться работа масляного насоса, заключаются в следующем:
- Загрязнение масляной сетки. Она расположена на входе в узел и часто забивается мелким мусором. В результате у насоса не хватает сил прокачивать масло. Это может привести к его поломке.
- Поломка редукционного клапана. Обычно замену требуют пружина или поршень.
- Износ внутренней зеркальной части корпуса насоса. Такое происходит в случае длительного использования узла.
- Выработка рабочих поверхностей зубьев колёс. Это возможно из-за редкой замены масла или высокой его густоты.
- Бракованный масляный насос или некачественная его сборка.
- Малое количество масла в картере. В результате насос работает с повышенным
усилием, что приводит к его перегреву и быстрому выходу из строя.
Часто эти причины легко устраняются, но иногда масляный фильтр нуждается в
замене.
Возможные последствия
Если вовремя не отреагировать на проявляющие себя признаки, то последствия могут иметь следующий характер:- Произойдёт проворачивание вкладышей коленчатого вала.
- Быстро износятся установленные в двигателе подшипники.
- Будет наблюдаться значительный перегрев камеры сгорания головки блока цилиндров.
- Из-за повышенного трения на поверхности деталей произойдут задиры.
Также двигатель может заклинить.
Устранение неисправности
Если проверка масляного насоса показала его неисправность, то в зависимости от вида поломки иногда допускается его ремонт. Состоит он в следующем:
- Замена рабочей пары зубчатых колес.
- Запрессовка втулок на оси при износе посадочных отверстий шестерён.
- Наплавка и последующая обработка дефектов зубьев.
- Установка нового редукционного клапана.
Однако такие виды ремонта не всегда являются экономически целесообразными. Учитывая невысокую стоимость масляного насоса, часто его лучше бывает заменить.