Поршень должен располагаться в цилиндре с определённым зазором. Это величина стандартная и имеет свои предельные отклонения. Выходить за них не допускается. На поршень одеты кольца. Они являются уплотнителями для задержания прохождения масла и газа.
Изменение зазора с течением времени
Зазор, который формируется между поршнем и цилиндром, заполняется смазкой. В результате формируется масляная плёнка. Она препятствует соприкосновению между собой металлических деталей. Изменение зазора может происходить по следующим причинам:
- Износ поршня и гильзы. Это наблюдается у автомобилей с большим пробегом.
- Плохое хонингование цилиндра. Нанесённый рисунок быстро стирается и не удерживает масляную плёнку на поверхности металла. Это сопровождается усиленным трением и увеличением зазоров.
- Некачественная процедура сборки силового агрегата. Если по всей длине зазор будет выставлен неравномерно, то в некоторых точках детали соприкоснутся между собой. В этих местах будет наблюдаться их повышенный износ.
- Перегрев двигателя. Под воздействием температуры за счёт расширения металла будет наблюдаться изменение зазоров.
- Некачественное масло. Если в двигатель будет залита некачественная смазка, она не обеспечит нужное скольжение деталей. Это приведёт к их износу.
- Во время работы двигателя увеличение зазоров в основном происходит за счёт стирания стенок цилиндра. Связано это с постоянным воздействием на них поршневых колец.
Существующие нормы
Существуют следующие классы поршней ЗМЗ: А Б В Г Д. Диаметр каждого последующего класса поршня выше на 0,01 мм, чем у предыдущего. Вся эта информация выбита внизу поршней.
При установке новых поршней размер одностороннего зазора должен составлять 0,03-0,05 мм. По мере износа поверхности это величина возрастает. Предельное значение должно составлять не больше 0,15 мм. Если эта норма будут превышена незначительно, то допускается установка другого набора цилиндров.
Параметры поршневой группы для некоторых двигателей ЗМЗ и УМЗ
При этом шлифовка гильз не требуется.
Во время подбора поршней необходимо обращать внимание на их вес. Разнобой по массе не должен превышать 2,5 г. При нарушении этого условия будут происходить колебания деталей, что приведёт к вибрации двигателя.
Величина зазора уточняется с помощью двух приборов:
- Микрометра. Измеряется поршень
- Нутрометра. Измеряется внутренняя часть цилиндра.
Неравномерность износа определяется путем анализа измеренных данных в разных точках.
Возможные последствия
При увеличении зазоров в двигателе происходят следующие процессы:
- Понижается компрессия.
- Увеличивается расход масла.
- Ухудшается работа колец.
Негативным образом сказывается и уменьшение зазоров. В результате поршень и цилиндр входят в соприкосновение. Трение металлических поверхностей приводит к перегреву блока.
Если происходит залегание колец, то сначала наблюдается повышение компрессии. Увеличенный приток масла герметизирует зазоры. Однако это процесс временной. Затем кольца залегают окончательно и компрессия падает.